Отклонение максимальной частоты вращения ротора. двигателя от нормы технических условий
Отклонение максимальной частоты вращения ротора двигателя может быть следствием изменения плотности топлива, а также нарушения регулировки агрегатов из-за износа деталей и усадки пружин, а также попадания посторонних частиц под клапан ограничителя максимальной частоты вращения топливного насоса или под клапан баростата.
При изменении плотности топлива на 0,01 г/см3 максимальная частота вращения ротора двигателя изменяется на 35… 40 об/мин. Плотность топлива в процессе эксплуатации может меняться в значительных пределах. Так, например, при изменении температуры на 20 °С плотность топлива меняется на 0,016… 0,02 г/см3. Кроме того, плотность топлива одной и той же марки, но разных партий может быть различной.
У двигателей М701 допустимый диапазон максимальной частоты вращения составляет 98,7…100,8% (15 200… 15 520 об/мин). При несоответствии фактической частоты вращения ротора допустимой величине нужно произвести их регулировку винтом ограничителя частоты вращения, характеристика которого зависит от плотности топлива. 1/8 оборота регулировочного винта ограничителя соответствует 1… 1,7% (150… 250 об/мин) частоты вращения ротора двигателя.
Если частота вращения ротора двигателя не соответствует диапазону 98,7… 100,8% на высотах более 6000 м, то регулировку следует производить винтом высотной компенсации, который разрешается поворачивать на величину ±8 оборотов от среднего положения. При этом необходимо учитывать регулировки, произведенные этим винтом ранее. Один оборот винта высотной компенсации изменяет максимальную частоту вращения в среднем на 10 об/мин.
Занижение максимальной частоты вращения ротора двигателя может также происходить по другим причинам:
рычаг дроссельного крана не доходит до упора;
недостаточная пропускная способность фильтрующего элемента топливного фильтра (загрязнение фильтра);
слабая затяжка гаек трубки подвода воздуха к автомату приемистости;
утечка воздуха из-за усадки прокладки автомата приемистости;
заедание золотника автомата приемистости распределителя топлива в положении «на слив»;
попадание посторонней частицы под клапан ограничителя максимальной частоты вращения ротора или под клапан баростата;
отказ топливного насоса (например, заедание сервопоршня).
Для восстановления максимальной частоты вращения необходимо проверить регулировку тяги управления дроссельным краном, осмотреть фильтрующий элемент топливного фильтра низкого давления, проверить затяжку гаек трубки подвода воздуха к автоматическому распределителю топлива и устранить обнаруженные недостатки.
В случае отказа топливного насоса следует заменить насос. При заедании золотника автомата приемистости автоматического распределителя топлива, попадании посторонних частиц под клапан ограничителя максимальной частоты вращения ротора двигателя или под клапан баростата необходимо включить изолирующий клапан, выяснить, какой узел не работает, и заменить неисправный агрегат.